Дикарями по Поднебесной

23 августа 2011 в Китай

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +2 (from 2 votes)

Вступление
Для меня это была вторая поездка в Китай, которую я планировал не первый год, но откладывал по разным причинам – в первую очередь, в планах было много других интересных стран на конце света, которые не терпелось посетить. Первый визит в Китай в ноябре 2002 оставил приятные воспоминания, но толком я увидел только Пекин и Шанхай с окрестными Сучжоу и Ханчжоу. Большую часть приятных воспоминаний оставил Шанхай – по ним я даже написал свой первый очерк о поездке «Шанхай – прошлое и настоящее». Поэтому, а также из соображений удобного маршрута, Шанхай был избран отправной точкой нашего путешествия по Китаю «дикарями». Это не была вылазка с рюкзаками за спиной и ночевали мы не в студенческих ночлежках, однако определенный экстрим в этот раз присутствовал, и некоторые из ряда вон приключения я отдельно изложил в конце рассказа.

 

Итак, наш маршрут начался в Шанхае, затем мы посетили Тунси (горы Хуаншань), Сучжоу – Венеция Азии, Хайнань – Гавайи Востока, Куньмин – центр самой южной провинции Китая Юньнань (граничит с Мьянмой, Вьетнамом и Лаосом), Сиань – колыбель цивилизации (здесь расположено Терракотовое войско) и, наконец, Пекин – столица Поднебесной. Всего мы проехали и пролетели около 5 тыс.км, потратили на это 13 дней и около 4000 долларов, из которых 900 – два авиабилета по акции Аэрофлота, визы в Китай – 160 долларов, внутренние авиабилеты около 600 долларов на двоих, транспортные расходы, вкл.такси, поезда и т.д., около 300 долларов, проживание 12 ночей — 700 долларов, входные билеты и экскурсии – около 100, остальные расходы: сувениры, еда, подарки. А теперь по порядку.
Как показало аналогичное путешествие в Мьянму (см. отчет Елены «Моё знакомство с Бирмой»), совершенное весной 2005 года, главное перед поездкой составить примерный маршрут и определиться с отелями, хотя бы на первое время.

PART 1: Шанхай, Сучжоу
Итак, мы прилетели в Шанхай рейсом Аэрофлота на комфортабельном современном аэробусе и попали в ультрасовременный город: сперва нас поразил аэропорт – в длину он будет на целый километр, наверное. Потом мы сели на Maglev – скоростной магнитный электропоезд, которые стартует от аэропорта до станции метро Шанхая Longyang Road каждые 15 минут и покрывает 30 км за 11-12 минут, развивая скорость до 450 км/час. Хорошее начало! В мой первый приезд Маглев был еще не готов, стояли только опоры – что же еще успели построить в этом самом современно городе Китая за последние пять лет? Пересев на метро, мы доехали до нашей станции – Народная Площадь и, выйдя на улицу, оказались в лесу небоскребов. Моя жена была в Нью-Йорке как раз до разрушения Башен-близнецов (улетала, когда они уже лежали в руинах), поэтому ей было с чем сравнить: Крайслер Билдинг, Эмпая Стэйт, конечно впечатляют, но они построены почти век назад, а эти за последние 10-15 лет! В Пудуне — второй по высоте в мире Цзиньмао (отель HILTON), самая высокая в Азии телебашня Жемчужина Азии, а также десятка полтора современных зданий в старой части города. Наш отель YMCA 3* — совсем старенькая трешка, недалеко от Наньцзинлу, в получасе неспешной ходьбы от набережной Бунд – была окружена этими блестящими гигантами. Кроме удобного расположения и невысокой цены (65$) отель предлагает хороший шведский стол на завтрак и чистенькие номера (с неудобной сантехникой американского типа). Но главное, это поразительный контраст из окна: старые трущобы начала прошлого века, которые не успели снести, и растущие из них небоскребы из стекла и металла. В Шанхае мы купили авиабилеты в Хуаншань и на Хайнань, прогулялись по Китайскому кварталу и набережной Бунд, а на следующий день после выписки посетили ж/д вокзал, где оставили крупные вещи и осмотрели расположенный неподалеку Храм Нефритового Будды (10 юаней). Храм несложно найти, если есть карта, — это небольшая территория, за большим желтым забором, окруженная высотными новостройками. В дворике храма жгут свечи и благовония в двух огромных бронзовых жертвенниках, на деревьях-бонсаях живописно развешены красные лоскутки ткани с пожеланиями – очень напоминает православную традицию поминальных записочек. В одном из внутренних двориков очень интересное бронзовое изваяние мифического животного – то ли лягушки, то ли льва о двух головах, смотрящих в разные стороны (жалко, какие-то вандалы, наверное, во времена Культурной революции, отпилили одну мордочку). Статуя Нефритового Будды, в кою честь назван храм, сделана из цельного куска нефрита и привезена из Бирмы – это современный Союз Мьянмы, откуда мы и сами привезли не одного Будду, в основном, из сандала и бронзы! Кстати, в Китае очень популярны в ландшафтном дизайне окаменевшие стволы деревьев, которым около миллиона лет – их тоже везут из Бирмы, поразительная вещь! Атмосфера в храме очень спокойная и умиротворенная, можно побродить или посидеть в теньке и подумать о вечном. Вечером идем в Сад Радости Юйюань (30 юаней) в китайском квартале Шанхая, где власти попытались сохранить город 19 века: деревянные дома в традиционном стиле, золотые лавочки, торговые ряды, пруд с Чайным Домиком, куда ведет знаменитый кривой мостик.
Этим вечером мы улетели в Хуаншань – Желтые горы – место, заслуживающее отдельного разговора, а потому выделенное мною в самостоятельную главу. После посещения горного пристанища небожителей мы по дороге в Шанхай посетили славный город Сучжоу – Венецию Азии. Поезд из Хуаншаня пришел около 8 утра и мы долго не могли найти банк, чтобы обменять доллары. Наконец, додумались снять юаней через банкомат, взяли такси и попросили везти в Сад Скромного Чиновника, но таксист посоветовал другой и привез в Усадьбу Лююань «Висящие Сады» (40 юаней). Парк-усадьба нисколько не отличается от того же сада Скромного чиновника или Сада Мастера Сетей, которые посещают в стандартные туры в Китай и в которых я побывал в прошлую мою поездку в Сучжоу. Кстати, и шанхайский Сад Радости Юйюань создан в том же стиле садово-паркового искусства южного Китая, может с большим размахом – все-таки построен сыном градоначальника в подарок отцу.

Несмотря на ранний час, в усадьбе было много туристов, поэтому мы снова взяли такси и поехали в Паньмэнь. На мой взгляд, это самое интересное место в Сучжоу – чувствуется размах строительства муниципальных властей средневековья по сравнению с частными усадьбами пусть и богатеньких аристократов-чиновников. Паньмэнь (25 юаней) – это часть старого города у юго-западных ворот 14 века, где расположена великолепная пагода Небесного Света и окруженные плакучими ивами красивейшие пруды с сотнями красных и золотых откормленных карпов, беседки и галереи, а также часть укреплений города с музеем оружия и заградительным рвом. Тут же находится мостик, на котором был убит японский дипломат, что послужило поводом для японской оккупации Китая в 30-е годы прошлого века. Мы загулялись и опоздали на поезд в Шанхай, несмотря на то, что водитель (очередная женщина-таксистка) мчала до вокзала, почти нарушая правила движения. Это был последний поезд, с которого мы ещё успевали на самолет на Хайнань, поэтому пришлось договариваться с таксистами. Один согласился за 350 юаней довести до Шанхая, но ехал по скоростной магистрали в 4 полосы позорно медленно, в Шанхае заблудился, в итоге на регистрацию мы опоздали на 20 минут и никакие уговоры не заставили китайцев скинуть нам трап. Однако, оказался еще один рейс на Хайнань – двумя часами позже и более комфортабельной авиакомпанией «Шанхайские Авиалинии», а билет China Eastern нам посоветовали использовать в течение года без доплат при наличии тарифа, по которому он был выписан. Кто знает, может еще представится случай полететь по ним?

 

 

 

 

 

Дикарями по Поднебесной. PART 2 – Хуаншань

Как я уже говорил, после Шанхая мы отправились в место, мало известное нашим туристам, но необычайно красивое и популярное у жителей Поднебесной. Горы Хуаншань – считаются самыми священными в Китае, даже есть пословица: в Поднебесной много гор, но есть Пять Священных гор, которые праведный человек должен посетить за свою жизнь и тогда может не ходить в горы, но среди этих Пяти есть Хуаншань – Желтые Горы, посетив которые можно не ходить в остальные Священные горы. Из Шанхая добраться до Хуаншань можно самолетом или на поезде через Сучжоу с ночевкой, туда мы полетели (690 юаней), обратно ехали поездом с остановкой в Сучжоу (150 юаней). «Шанхайские Авиалинии» наверное, самая молодая и самая комфортабельная китайская авиакомпания – маленький самолет за полчаса доставил нас в затерянный уголок земли к югу от Шанхая – городок Туньси у подножья гор. Был поздний вечер и выяснив у таксиста детали восхождения, мы попросили отвезти нас прямо к самому подъему, насколько это возможно, и показать самый лучший местный отель. Мы отказались от его предложения переночевать  в городе Хуаншань (древний Тунси) в его частном пансионе (5 долларов/номер с ВВ), а на утро отправиться в горы Хуаншань – и правильно сделали: от аэропорта до подъемников мы на легковом автомобиле ехали около 45 минут в гору по виляющей узкой, но свободной дороге – представьте, что могло нас ожидать утром? Даже обгоняя туристические автобусы и местный транспорт, мы не добрались бы и за полтора часа. Правильность нашего решения мы оценили только на утро, а вечером нас уставших подвезли к темному зданию у подножья горы и со словами «Это лучший отель!» проводили через неосвещенный холл к стойке регистрации. От усталости за целый день и окружающего мрака опубликованные цены отеля меня несколько шокировали: 1500 юаней за номер (190$)! Я попросил таксиста привезти нас в лучший отель и вот я, мысленно благодаря его за отличный выбор, проследовал к девушке у ночничка за ресепшен с целью хоть чуть-чуть снизить цены. Ей я тут же признался, насколько мы рады прибыть в их отель из далекой Москвы, где еще сотни русских туристов мечтают попасть в Хуаншань, и все они могут прибыть в их отель, потому что я работаю в турфирме и т.д., закончив все словами «Вы не могли бы предложить нам рекламную стоимость номера?». Девушку моя тирада не смутила, так как вряд ли её могло что-то смутить в двенадцатом часу ночи и она предложила скидку 50 процентов, добавив, что большую скидку может дать только менеджер, если мы заключим договор и т.д., что в наших условиях исключалось. Я подумал, что полторы тысячи юаней пополам будет порядка 95 долларов, и морально смирился с ситуацией, но когда в выписанном счете увидел всего 250 юаней, я снова оглянулся на опубликованные тарифы и понял, что я 1500 стоит сьют, а комнаты поскромнее прописаны мелким шрифтом ниже! Стандартного номера за 500 юаней нам вполне достаточно – это приподняло мне настроение и благодарственно взглянув на таксиста, я рассчитался с ним не скупясь на чаевые. Оплатив 250 юаней и оставив традиционный залог 50 баксов, мы отправились в номер отсыпаться перед ранним подъемом в горы.

HAIZHOU HOTEL 3* — как мы убедились на утро, действительно самый лучший отель у подножья гор Хуаншань, это твердая трешка с просторными номерами, хорошей сантехникой и доброжелательным отношением персонала – пожалуй, только здесь из всех отелей, что мы посетили в поездке, девушка на ресепшен была образцом учтивости и хороших манер с прекрасным знанием английского языка и всё это с неповторимой грацией и достоинством. На окнах москитные сетки, поэтому на ночь мы открыли их, чтобы наконец-то после Шанхая подышать свежим горным воздухом. Перед окном метрах в 50 был почти отвесный склон горы, заросший бамбуком – очень красиво и страшно, когда шумит на ветру, зато можно сказать green bamboo hill view room – номер с видом на заросли бамбука. Подъемники на гору в двух шагах от отеля.
В горах открываются поразительные виды, особенно, на восходе, или когда туман, или зимой, в снегу. У горных пиков характерные китайские названия: Пик лотоса, Сосна, укрывающая путника и т.п. Туристические маршруты специально оборудованы: за 15-20 минут можно прогуляться от одного пика до другого! В том же Крыму это немыслимо, а здесь даже в плане безопасности все на уровне. Кстати, начиная с вокзала и вплоть до горных тропинок – везде вам пытаются продать палку для удобства восхождения: большинство покупают и таскаются потом с ними, не зная, куда их пристроить. Может лет 50 назад они бы и пригодились и восхождение по крутым склонам и было большим подвигом, но, видимо, во времена Культурной Революции сюда согнали представителей интеллигенции, которые проделали проходы, вырубили ступеньки, смонтировали каменные лестницы и смотровые площадки для удобства посетителей. Но, чтобы попасть в горы надо немало проехать и заплатить: во-первых, добраться от вокзала/аэропорта автобусной станции (150 юаней такси, 20 автобус), затем на спецавтобусах минут 15-20 к фуникулеру по ужасному серпантину с бешенной скоростью (10 юаней), потом заплатить за страховку (10 юаней), фуникулер наверх (65 юаней) 10 минут, входной билет (200 юаней), экологический сбор (5 юаней). И вот вы на высоте 2 тысячи метров. Кстати, потом еще фуникулер вниз (65 юаней) или можно 3 часа пешком до дороги и еще 40 юаней такси до отеля или 15 за автобус, который ходит раз в полчаса. На высоте есть небольшое кафе, где кофе не продается, и высокогорный отель YUPINGLOU HOTEL 4*, где можно купить кофе в бумажном стаканчике за 5 долларов, если у Вас вдруг резко упало давление. Зато в огромных количествах продают длинные огурцы (для утоления жажды), яблоки и сосиски. Стоит заметить, что в отель, рестораны и кафе от фуникулеров всё от пищевых продуктов до строительных материалов доставляется вручную – специальные носильщики с палкой в качестве коромысла поднимают грузы порой на 2-3 сотни метров вверх, проходя тысячи ступенек.

Икроножные мышцы у них в объеме как бицепсы Шварценеггера, и могут нести, по нашим наблюдениям, до 300 кг! Ростом все небольшие, но жилистые и каждый с мобильником. Жаль, не получилось их удачно заснять на фото. Спустились мы по другому маршруту, забрали вещи из отеля и рейсовым автобусом уехали в древний город Тунси у подножья гор Хуаншань, где расположен аэропорт. Перекусив в харчевне (другого слова подобрать не могу), мы взяли рикшу и проехали в старый квартал (10-15 минут дорога, 50 юаней) – обратно, за 5 минут на такси – 10 юаней по счетчику. Отсюда вывод, что китайские рикши не имеют дополнительного заработка (марихуана и пр.травка) в отличие от своих вьетнамских коллег. Главная достопримечательность Тунси – старинная торговая улочка длиной 1273 метра, заложенная еще в эпоху Сунн и воплотившая в себе традиции торгового бизнеса Древнего Китая. Мы были поражены колоритными деревянными 2-3 этажными домиками в архитектурном стиле эпохи Мин и Цинн, на многих красивые вывески, украшенные богатой резьбой. На втором этаже одного такого домика почему-то висел флаг Советского Союза. В вечерних огнях улица выглядела очень романтично и настраивала на покупки старинных монет и предметов интерьера, изделий из глины и горного хрусталя, одежды и картин из шелка, чем мы и занимались до отхода нашего поезда в Сучжоу.

Дикарями по Поднебесной. PART 3 – Хайнань

После приключений в Шанхае, Хуаншане и Сучжоу за 910 юаней/человека мы прилетели на остров Хайнань уже затемно, такси взяли за 40 юаней, как все пишут в инете. Наш отель был в Дадунхае – старейшем курорте на острове, построенном еще для партийной элиты КНР, но в последнее время превратившегося в своеобразную Паттайю Китая: есть и массаж, и бары, и дешевые гостиницы, море рыбных ресторанов и свежих фруктов с лотков на улице. При этом хороший широкий пляж и чистое море, лучший отель RESORT INTIME 5*, куда мы даже не надеялись попасть, так как спланировали Хайнань буквально накануне вылета в Китай – очень хотелось отдохнуть на море. Из Шанхая пару часов лета, рейсов много, как не поддаться искушению? RESORT INTIME 5* — однозначно лучший отель на Дадунхае: роскошь пятизвездочного отеля, сравнительно свой большой пляж, туристический район с барами и ресторанами начинается прямо от главного входа, при этом на территории отеля царит атмосфера уединения и тропической неги. Отель новый, в большинстве номеров – балкон и вид на море, вечером живая музыка. Но мест хронически не хватает – надо бронировать за месяц (номера от 160$). Поэтому остановились мы в более старом, но не менее популярном отеле Дадунхая. PEARL RIVER GARDEN 4* — отель не новый, но удачно расположенный на лучшем участке городского пляжа залива Дадунхай, в центре туристической зоны. Территории у отеля практически нет, зато все номера с видом на море и выход из ресторана прямо на пляж.

Лежаков обычно не хватает, но ведутся работы по расширению пляжной зоны. Более того, слева от отельного участка пляжа есть платные лежаки местного кафе-закусочной, где обычно отдыхают китайцы – соседство для кого-то не из приятных, но на самом деле оно нисколько не напрягает – а если хотите совсем уединенного отдыха надо ехать в Ялунвань, но там нет баров и ресторанов, как в Дадунхае, и отели только 5*. Одним словом, Сад Жемчужной Реки – лучший выбор недорогого отеля 4* в Дадунхае (120$). Пляж чистый, есть пляжный волейбол и водные виды спорта, торговки жемчугом особо не достают, если один раз у них что-нибудь купить и серьезно поторговаться. Море прозрачное и глубокое, есть, где поплавать.
Проведя несколько дней в Дадунхае, мы переехали в Залив Ялунвань – Бухта Дракона Азии – это новая элитная курортная зона с пятизвездочными отелями и комплексами вилл, широким пляжем с мелким белым песком, который скрепит под ногами, чистейшей водой Южно-китайского моря и большими перспективами в развитии инфраструктуры. Так как национальный праздник – День образования КНР неуклонно приближался, отдыхающих было много, цены высокие, мы забронировали HUANDAO BEACH HOTEL 3* (40$) — небольшой чистенький и уютный отель в конце залива Ялунвань на второй линии между отелями UNIVERSAL 5* (175$) и HOLLIDAY INN 5*, рядом Центр подводного плавания и водных видов спорта «Подводный мир», поэтому на пляже немного шумновато, но можно пройти по пляжу направо, где на пару-тройку километров тянется широченный пляж – можно сказать дикий, если не редкие группки лежаков немногочисленных в этой части залива отелей, которые номинально находятся на первой линии, но отделены от пляжа двухполосной дорогой и зелеными насаждениями. HOLLIDAY INN 5* — находится на восточной оконечности залива Ялунвань: роскошные 5* с довольно высокими ценами на сервис, учитывая, что по близости нет ни магазинов ни ресторанов, зато есть Центр «Подводный мир», но это толпы приезжих китайцев со всей Поднебесной. Тем не менее, пляж собственный, красивая территория, полное уединение с природой для тех, кто предпочитает весь отдых не ступать за ворота отеля. Рядом находится известная достопримечательность Хайнаня – Ущелье Бабочек (23 юаня/чел): пару гектаров джунглей накрыты куполом с сеткой, где на воле живут десятки видов бабочек, порой очень красивых и больших, можно фотографировать целый день при хорошей погоде. Ближе к центру перед отелем UNIVERSAL 5*

расположены отели TIANHONG RESORT 4* и GOLDEN PALM RESORT 4* — хорошие тихие уединенные четверки на берегу красивого озера, обрамленного горами. Дальше, к западу от центральной площади, расположен популярный у китайцев отель CROWN PLAZA RESORT 5* — отель новый, но реально это 4*, ненавязчивый сервис, маленькая территория, отель заметно уступает другим отелям курорта, расположенным в западной части залива на первой береговой линии – по порядку слева направо: HILTON 5*, MARRIOTT RESORT 5*, SHERATON 5*, GLORIA RESORT 5*, MANGROVE TREE RESORT 5*, RESORT HORISON 5*. На второй линии через дорогу в этой части курорта создан целый комплекс VIP-вилл и строится громадный гольф-центр. Хайнань по праву имеет статус международного курорта, для туристов здесь есть масса вариантов занять себя в свободное время: это и Буддистский центр, и Ущелье Бабочек, и Остров Обезьян – намного интереснее аналогичного Острова Обезьян в Нячанге, Вьетнам. Поинтереснее будет и Стрелковый Полигон OLYMPICS SHOOTING & ENTERTAINMENT CENTER в сравнении со стрельбищем во вьетнамском Кути – музее сопротивления Вьетнама иностранным захватчикам, известном сотнями километров подземных туннелей и хитроумных ловушек в окрестностях Сайгона. Полигон на Хайнане является самым большим и современным стрелковым центром во всей Южной Азии: кроме спортивной стрельбы по тарелочкам, здесь могут предложить более сотни образцов легкого и тяжелого огнестрельного оружия местного и иностранного производства, например: 5,6 мм Вальтер, 7,62 мм револьвер, полуавтоматический 20-зарядный JW, спаренный 12-каллиберный пулемет. Стоимость выстрела – 10 юаней. Как говорит брошюрка Полигона: Посещение нашего Центра будет прекрасным дополнением к Вашему романтическому отдыху на Хайнане!

Кроме того, Хайнань – единственное место в Китае, где иностранец может водить машину по своим «международным правам». Арендовать можно (юаней/день) Lexus, Volvo — 650, Mazda MPV — 420, WV Polo – 280, Jetta — 260. Для аренды авто на Хайнане потребуются паспорт, права, залог – 3-10 тыс.юаней. А дороги тут шикарные! Это ли не еще один аргумент за тур в Китай и отдых на Хайнане?
Но время на отдыхе бежит незаметно – пора было продолжать экскурсионную программу по Китаю. Более того, на следующий день наступал праздник, да еще вдобавок пришло штормовое предупреждение! Тайфун должен был вот-вот обрушиться на «Остров южнее моря» — Хайнань – об этом говорил сильный ветер, накрапывающий дождь, серьезные лица местных, которые, видимо, понимали всю серьезность ситуации в отличии от нас. Служащие на пляже упорно доставали людей из воды, кабинки для переодевания были заперты, но это нас не остановило, и как обычно, удалившись на сотню метром от оборудованного пляжа мы расположились на диком. Ветер стих, накрапывал небольшой дождик, было тепло, от того очень хотелось искупаться накануне отлета (мы старались даже не думать, что он можете быть отложен по погодным условиям!). Итак, мы пошли купаться – практически единственные в спокойном море насколько видно в обе стороны. Далеко от берега стараемся не отходить, но в Ялунване мелко, в отличие от Дадунхая, и чтобы окунуться, приходится забрести метров на 20-30 от берега, и тут происходит забавная, но очень страшная на тот момент вещь: мы плескаемся с опаской поглядывая на океан и вдруг я оглядываюсь на берег и вижу, что волна идет ОТ БЕРЕГА! В СТОРОНУ МОРЯ! После цунами все помнят, что перед огромной волной вода отступает от берега. И я понимаю, что не зря все выгоняли из воды: нас может унести в океан! Испугавшись не на шутку, мы подскакиваем и «бежим-гребем» к берегу. В общ

ем, мы выбрались, как вы понимаете, но было очень неприятное ощущение, и урок запомнится надолго.
Вечером, дейс

твительно разыгрался шторм со шквальным ветром и проливным дождем, и мы в серьез задумались о перспективе застрять на Хайнане на недельку: это при выписанных на весь дел

ьнейший маршрут авиабилетах и забронированных отелях! И рейс задержали – самолет

не прилетел, пришлось оставаться на пляжном курорте в шторм. Однако, авиакомпания China Eastern показала себя с лучшей стороны: пассажиров загрузили в пару автобусов, раздали сухой паек и отвезли в очень даже приличную гостиницу 4* в центре Саньи, где мы немного отдохнули и в пятом часу снова были доставлены в аэропорт и удачно вылетели в Куньмин.

 

Дикарями по Поднебесной. PART 4 — Куньминь, Сиань

После отдыха на Хайнане и небольшой задержки рейса Санья-Куньмин мы прилетели в столицу провинции Юньнань (авиабилет 800 юаней). По уже сложившийся традиции в новый город мы прибыли в темноте. На наше счастье аэропорт расположен в непосредственной близости к городу, поэтому через полчаса за 30 юаней мы уже были в отеле и после непродолжительной регистрации отправились досыпать эту ночь в номер. BESTWAY HOTEL 4* в Куньмине можно смело рекомендовать как солидный отель бизнесс-класса в центре города, это на утро подтвердило качества завтрака в ресторане на втором этаже, где была вкусная еда и несколько приличных иностранцев. Кредо отеля: «Наш отель – Ваш второй офис». Повидав множество городских отелей за время работы в туризме, могу сказать, что в данном случае неуместно говорить о каких-то мелочах в номере или в отеле, которые порой интересуют некоторых клиентов, не ожидающих найти в китайской глубинке отель по международным стандартам. Было всё, что может потребоваться в городском отеле. А этот отель, между прочим, в Интернете предлагался как 3* и стоил недорого (600 юаней – 75$).

На самом деле, Куньмин – столица самой южной и немаленькой провинции Китая Юньнань, граничащей с Вьетнамом, Лаосом, Таиландом и Мьянмой. Здесь много промышленных центров горнодобывающей промышленности — еще французы во времена колониального Индокитая 19 века проложили здесь одноколейку для освоения этих мест. Эта историческая железная дорога, по-видимому, еще использовалась до недавнего времени, хотя сегодня по всей провинции через горы и ущелья построена целая сеть скоростных автобанов, о которых правительство Москвы может только мечтать. Одноколейка прорезает горные хребты и ютится по отвесным склонам, от чего захватывает дух. Её мы увидели случайно, на обратном пути из Каменного Леса Шилинь – главной достопримечательности Юньнани.
Поездка в Каменный лес была главным пунктом нашей программы в Куньмине, но оказалось, и она была под угрозой срыва: встать рано после задержки рейса не получилось, а проснулись мы уже 1 октября – главный праздник Китая и, соответственно, выходной всех его граждан, которые уже с утра целыми семьями, разодетые празднично и по-зимнему (пуховики, дубленки, меховые шапки, варежки-перчатки) гуляли по главной улице города и/или ломились на автовокзал, чтобы, как и мы, уехать в Каменный Лес, просто загород или домой в провинцию. Самый дешевый вариант на рейсовом автобусе отпал, за неимением мест на ближайшие пару часом, попытка взять индивидуальную экскурсию за стойкой местного турбюро закончилось ничем (450 юаней на двоих и ожидание машины на неопределенный срок), в итоге мы вышли на улицу и стали ловить такси. За 350 юаней + оплата скоростных шоссе (36х2) мы наняли молодого парня с новым авто, в коем (водителе) позже сильно разочаровались. Как я уже сказал, нам не терпелось побыстрее попасть в Каменный лес, до которого было около 80 км пути, но наш водила оказался каким-то трактористом из деревни, чем полностью подорвал веру в китайских таксистов как наиболее сообразительных представителей китайской нации. Мы полчаса выезжали из города, на городской кольцевой проехали поворот, долго колесили по каким-то проселочным дорогам, пока не выбрались на скоростное шоссе – оказалось, он в Шилинь ни разу не ездил и ориентировался по плакатам на дороге, а тут еще долго сомневался, в какой же стороне Куньминь, а где Шилинь. Более того, на пустой дороге он ехал, не превышая 90 км/ч, что просто выводило нас из себя: при том качестве автобана и прекрасной видимости можно было запросто гнать на все 150. Очень интересно он делал обгон автомашин, двигающихся в правом ряду: снижал скорость и показывал левый поворот – и чем реже попадались машины, тем больше этот маневр бесил. Уж лучше бы просто сигналил всю дорогу, как это делают вьетнамцы. Короче говоря, по приезду в Шилинь мы оставили ему предоплату и оставили ждать на стоянке, мысленно приняв решение послать его на все три буквы и обратно добираться хоть пешком. Кстати, поезд идет до Шилиня три часа, экскурсионный автобус 2,5, поэтому единственный разумный вариант, как потом оказалось, было накануне найти какой-нибудь частный экскурсионный минибас из Куньминя, на каком мы и вернулись в итоге обратно всего за час с небольшим. К слову, этот водитель гнал как на ралли WRC. Теперь о самом Каменном Лесе: как большинство национальных памятников Китая Каменный Лес выглядит слишком облагороженным – так и тянет называть его Парком, а не Лесом, вход 140 юаней. С другой стороны, это облегчает его осмотр: многочисленные маршруты, проложенные через эти удивительные творения магматической лавы, дождя, ветра и времени. Парк большой, но все обходить нет смысла, да и сил не хватит, но посетить стоит. Вернулись мы в Куньмин вечером, долго искали, где бы перекусить – не хотелось ошибиться, ночью у нас был самолет в Сиань. Наконец нашли небольшой ресторан с англоязычным названием, где в меню мы нашли украинский борщ! Очень неплохой, бифштекс с пюре, салат из фруктов (после Хайнаня они выглядели подпорченными – есть не стали). После небольшого шопинга мы забрали вещи из отеля и стали ловить такси в аэропорт. Оказалось, что это не так просто сделать в День образования КНР! Как большинство магазинов и ресторанов, закрывшихся раньше времени, таксисты упорно не хотели останавливаться, и у отеля даже выстроилась очередь, которую мы проигнорировали, пользуясь «правом белого человека». Через полчаса ожидания мы, наконец, поймали такси с женщиной-водителем, что очень распространено в Китае, и хотели уже расслабиться – как я уже говорил, куньминский аэропорт практически на краю города, ехать близко, но не тут-то было! Можете себе представить Ленинградку в пятницу вечером в дачный сезон? Но леди за рулем не отчаивалась: главное было вырваться с проспекта, а потом дворами-кварталами мы выехали к аэропорту, во время. Далее по программе был Сиань – колыбель цивилизации!

Перелет 780 юаней, ночной рейс. Аэропорт в Сиане наоборот находился очень далеко от города, даже учитывая, что сам Сиань город не маленький, а его пригород еще больше. Это мы поняли, когда нам таксисты заломили неслыханные 150 юаней. В этот раз с таксистами договаривались долго, метались от одних к другим, а надо было не мелочиться – мафия. В итоге поехали за 100 на «черном такси», т.е. без счетчика и впятером – было даже немного страшновато ехать по пустынным ночным улицам с тремя коротко стрижеными молодыми китайскими лбами. По разговору выяснилось, что двое прилетели из какой-то деревни подработать в городе таксистами на время праздников! В Куньмине мы, по-видимому, натолкнулись как раз на такого гастарбайтера. По дороге местный таксист рассказал остальным вкратце, какие тут основные места, дороги и правила движения, пообещал хорошо подзаработать, в общем, доехали почти весело и быстро. EASTRAVEL WANHAO HOTEL 3* — отель в центре старого города, предлагающий размещение для бизнесменов, отдыха с семьей, проведения конференций, а также аккредитованный для приема иностранных туристов! О чем торжественно сообщала бронзовая табличка на стене. Надо же! Не прочитай я этого по-китайски, ни за что бы не подумал: свет в маленьком лобби не горел, нас встретил молодой сонный портье в шинели хиповского вида, а на ресепшен сидели три (!) молодые девушки и что-то активно делали (в 2 часа ночи). Это было самое запоминающееся расселение. Чтобы ускорить процесс, я сразу предьявил девушкам на ресепшен нашу бронь и объяснил, что мы на одну ночь, очень хотим спать, поэтому давайте побыстрее. Заявку нашли, сумму озвучили (55$), депозит взяли и тут бы им дать нам ключ и пожелать спокойной ночи, но что-то им понадобились наши паспорта, стали выяснять, где у нас визы, когда мы въехали в Китай, когда выезжаем (и это в китайской глубинке, заметьте). Помогаю найти им наши визы, которые они, наверное, никогда в жизни не видели и разобраться в них не могут!? Понимаю, когда наши туристы впервые видят визу в Китай и не понимают, что к чему – написано только по-китайски и по-английски, а эти каждая по очереди посмотрели и что-то ходят туда-сюда, а ключи не дают. Наверное, заподозрили в нас шпионов. Говорю: ксерьте визы и сами разбирайтесь – у вас вся ночь впереди, а мы хотим спать. Они забирают визы и вдвоем идут ксерить – моя жена сразу забеспокоилось: зачем ксерить вдвоём две странички? Ждем, их нет. Иду проверить – картина: одна паспорт кладет, другая кнопку нажимает – и так каждую визу моего почти пятилетнего паспорта! И тут мое терпение не выдерживает: зачем им моя чешская или турецкая виза? Забираю паспорта, беру со стойки ключи и громко ругаясь, уходим в номер. На утро они встречают нас с встревоженными лицами и тычут в ксерокопии моей китайской визы со словами: «у Вас виза закончилась, Вы не можете оставаться в нашем отеле!». Оказывается ночью эти клуши отксерили весь мой паспорт, за исключением последней визы в Китай. Пришлось еще раз дать паспорт и показать действующую визу. Отель для иностранцев! Сразу успокою, русских туристов селят в другие отели. Может персонал этого отеля и говорит по-английски, но читать по-китайски они точно не умеют или просто бестолковые. И номера, надо сказать, посредственные: потрепанные, блеклые и неуютные. Шум в коридоре, пыльные окна, короче, хуже отель был только в Пекине, но там он оказался вообще 2*. Однако мы выспались и даже успели на завтрак, хотя лучше бы еще поспали: какие-то китайские гадости и ничего съестного. Думаем, ладно – хоть чаёк попьем: кипяченое молоко, сахар, но неужели чай и кофе уже унесли!? Оказалось, его и не приносили – китайцы пьют молоко с сахаром, но без чая или кофе. Кстати, раньше китайцы совсем не употребляли молочные продукты, что вело к раннему дефициту кальция в организме и испорченным зубам у большинства населения Китая. Сегодня популяризация молочных продуктов – правительственная программа первостепенной важности – о здоровье своих граждан компартия очень заботится. А для кого-то это еще и хороший бизнес – рынок сбыта-то вон какой.

Вернемся к экскурсионной программе: Сиань стал интересен для туристов с того дня, как один местный крестьянин нашел в поле древние захоронения и не кого-то, а целого императора, основоположника Великой Поднебесной Империи – Цинь Шихуана. Поэтому Сиань из крупного промышленного центра стал еще и туристической Меккой. Китайцы любят делать деньги на всем, что угодно, поэтому в окрестностях Сианя сразу обнаружилось еще несколько исторических мест: предметы древней культуры Баньпо, собранные в одноименном музее, могила великого полководца времен Цинь Шихуана – местечко Хунмэньхуэй (полный развод, школьная самодеятельность, 24 юаня/чел) и т.д. Однако самыми интересными для иностранного туриста все же остаются 3 места:
Биньмаюн, Холм Цинь Шихуана (Дилин) и Музей Линьтун (Ишань).
Биньмаюн – Терракотовое войско — три павильона с раскопками: впечатляет, но много комаров и неудобно фотографироваться (90 юаней). Холм Циньшихуана (40 юаней) – гробница императора, куда его преемник вместе с ним похоронил еще пару сотен человек: других претендентов на престол – принцев и принцесс, а также членов их семей – преемник высоко ценил единство империи полученной в наследство и предусмотрел другие претензии на престол. На вершину стометрового холма с четырех сторон ведет длинная каменная лестница, а склоны засажены гранатовыми деревьями (по преданию, эту местность две тысячи лет назад покрывали благородные леса, но за последнее время все повырубили до последнего деревца). Вечером у подножья Холма проводится масштабное костюмированное представление – очень интересно. И, наконец, последнее место, заслуживающее внимание – это уже современная история: Лишаньбин – место, где президент Китайской Республики Чан Кайши согласился вступить в союз с коммунистами во главе с Мао Цзэдуном, чтобы совместно противостоять японской оккупации в 30-е годы. Место было выбрано красивое, на высокой горе посреди широкой долины, с религиозными святынями Линтун (Золотая и Серебряная Гробницы) поблизости и буддистским монастырем Миншенгун. На вершину (метров 400-500) теперь ходит фуникулер (25 юаней). Крутые ступеньки, извиваясь, бегут вверх – подобно подъему на гору Моисея, некоторые китайцы совершают подобный подвиг, пренебрегая фуникулером. Вид открывается живописный, если бы не постоянная дымка.
Больше делать в Сиане нечего, можно осмотреть древний город – гигантские крепостные стены, Пагода Диких Гусей, Барабанная Башня, Главная Мечеть. Ужин в Сиане чуть было не закончился скандалом. После поездки в Биньмаюн, мы вышли из отеля поужинать. Район был явно не туристическим, поэтому выбирать пришлось среди ресторанов для местных, большинство из которых были мусульманские. Мы зашли в один довольно заполненный ресторанчик. В столах оказались вделаны небольшие газовые горелки, клиентам приносили тазик с 2-3 секциями, где можно было самостоятельно приготовить себе блюдо из сырых овощей и мяса. Как потом выяснилось, это вид традиционного блюда, не менее популярный, чем Пекинская утка, и называется хого – «горшочек с маслом», где вы сами готовите себе еду. Нам некогда было постигать секреты местного поварского искусства, поэтому я объяснил официантке, что сами мы готовить не будем, тазик нам не нужен, сами сварите нам суп из телятины с тем-то и тем-то и принесите хлеба и бутылочку пива. Объяснялись, признаться, долго: нам предлагали разные виды мяса, гарнира, приправ и трав, но нам не хотелось экспериментировать и мы вежливо отказались. Через минут 10-15 ожидания (мы уже начали беспокоиться – наверное, долго варится теленок), мальчик приносит нам на стол огромный тазик, а следом несколько тарелочек со всякими ингредиентами и, наконец, тонко нарезанную телятину. Сырую! Не могу списать сей факт непонимания на мой плохой китайский или диалект: за неделю пришлось вспомнить немало из университетской программы и узнать кучу различных названий блюд из разных провинций. Но здесь я потерял терпение: зачем я столько объяснял, что нам нужно, переспрашивал и получал утвердительный ответ, что все понятно!? И они приносят мне эту кастрюлю и не маленькую (10 юаней), заметьте, а большую (на 5-6 человек, 25 юаней по меню). Объяснение было таким: «мы Вас поняли, но у нас без хого нельзя, поэтому и готовить Вам придется самому, мы же не знаем, как Вы любите. Ну а маленькой горшочка просто не оказалось – все заняты». Ну и готовьте тогда сами, вот за пиво и до свидания! Цены не низкие, кстати, да еще и самим готовить!? Со скандалом мы ушли из ресторана, директор какое-то время не хотел нас отпускать, но до полиции дело доводить не стал и мы, перейдя дорогу, зашли в первый попавшийся маленький семейный ресторанчик. Оказалось, что у них нет никаких условностей, заказ приняли и принесли быстро (суп с лапшой и мясной салат), пиво и чай – все обошлось нам в скромные 25 юаней на двоих.
Еще одна ночь в отеле «для иностранных гостей» и ранним утро мы берем такси в аэропорт. Таксист по счетчику ехать не хочет – притворяется, что не работает. Долго торгуется, но потом соглашается на 100 юаней, всю дорогу пристает с комплементами о хорошем языке, деловой хватке, красивой жене. Подлизывается, как оказалось: уже на выезде из города предлагает «по пути» заехать в древний императорский дворец, за умеренную плату. Да, думаю, а потом в магазин твоего брата, фабрику шелка твоего дяди и т.д. Отказались. Остаток дороги ехал молча, куда девалась его вежливость и гостеприимство? Поэтому на чай не получил. Выгрузил вещи и уехал, даже не сказав не слова. Ну и до свидания! До свидания Сиань, до свидания рестораны, где надо самим готовить, и где таксисты такие вымогатели. Нас ждет Пекин – заключительная точка путешествия!

 

 

Дикарями по Поднебесной. PART 5 – Пекин

Наше путешествие по Китаю подходило к концу: после знакомства с ультрасовременным Шанхаем, древним Сучжоу и Тунси, Терракотовым войском в Сиане, Каменным лесом в Куньмине, а также восхищения величественными горами Хуаншань и отдыха на Хайнане, мы прилетели в начало большинства туров в Китай – «Северную Столицу» — Пекин. Авиабилет из Сианя в Пекин – 570 юаней, далее садимся на рейсовый автобус до центра города (16 юаней), за полчаса доезжаем, пересаживаемся на такси до отеля. TIMES HOLIDAY HOTEL 2* — отель эконом-класса в двух шагах от Ванфуцзина (45$). Приветливый персонал после регистрации стал полностью равнодушен, номера маленькие, но душ сантехника в порядке, есть телевизор и холодильник, правда напольное покрытие грязное, по поводу которого пришлось даже устроить скандал (см.ниже). Хотите высокого уровня сервиса и почтительного отношения – выбирайте дорогие отели 3-4*. Например, напротив нашей ночлежки стоял отель SONGHE HOTEL 3* (95$), в котором я останавливался в свой первый визит в Пекин. Этот отель создал у меня твердое убеждение, что 3* это не только чисто и комфортно, но и почти роскошно. Надо сделать поправку на то, что этот отель стоит как хорошие 4*, да и расположен рядом с центром Пекина.

В Пекине нельзя пройти мимо Площади Небесного Спокойствия, вечером очень красиво: Мавзолей Мао Цзэдуна очень фотогеничен. Второй по привлекательности Парк Храма Неба (20 юаней) – сам величественный храм на возвышении (вход внутрь 20 юаней), сверкающий золотом и бронзой в лучах осеннего солнца, окружающая его парковая зона и южная часть для официальных мероприятий (отдельно 15 юаней). В этой части расположен Жертвенник (подобие Лобного места на Красной площади) и Галерея Эха (дополнительно 20 юаней).
Один день мы целиком посвятили Великой Китайской Стене. Автобусы (50 юаней) идут от Тяньанмэнь (Beijing Sightseeing Bus Center) каждый час с посещением Заставы Цзююн, участка собственно стены в районе Бадалин (еще 5 км на север), Минских могил Динлин
Честно говоря, первого участка стены в районе Заставы Цзююн было бы вполне достаточно, учитывая, что и здесь и в Бадалине Стена восстановлена – это видно по фотографиям в местном музее. Есть целая ретроспектива восстановления подобно панорамам строительства крупных торговых центров, типа МЕГИ на Ленинградке. Еще в музее несколько исторических экспонатов, в основном копий: пушки, ядра, холодное оружие, элементы фортификационных сооружений. И, наконец, самое интересное в музее – это подробная карта всего Китая с изображением всех когда-либо построенных участков Стены. По этой карте складывается однозначное впечатление, что китайцы называют Великой Стеной ВСЕ крепостные стены, построенные с начала времен, а так как история Китая это история вечно противостоящих друг другу княжеств, временами объединяемых под одним императором, то понятно, откуда взялись эти «десять тысяч километров», как Великую Китайскую Стену называют сами китайцы. Причем порой, стены идут параллельно на сотни километров отстоя друг от друга всего на какой-нибудь десяток километров, временами они идут перпендикулярно условной границе с Великой Степью, где жили кочевники, от которых собственно эта стена и строилась. Но, безусловно, Стена производит неизгладимое и сильнейшее впечатление, она по праву считается Восьмым Чудом Света. Кстати, для удобства осмотра на участке Бадалинь построена специальная дорога наподобие американских горок, по которой можно сократить путь поднятия и спуска с этого участка стены. Сверху открывается величественная панорама стены, разбегающейся в разных направлениях по горным хребтам до горизонта. Билет 30 юаней и не забудьте купить в обе стороны (+30), если не хотите спускаться пешком до вечера!
Из других достопримечательностей в Пекине при наличии свободного времени, можно съездить в Парк Мира в южной части города (65 юаней) – здесь представлены все чудеса света в миниатюре: вьетнамская Пагода на Одном Столбе, яванский Баробудур, кхмерский Анкор-Ват, Биг Бэн, нью-йоркские Башни-Близнецы и т.д. Постоянно крутят русские шлягеры советской эпохи, вообще, все это похоже на Парк Горького. Однако далеко от центра, где утром так приятно походить по подметенным за ночь и еще не загаженным хутунам – старым городским пекинским дворикам-трущебам, днем посетить зоопарк с коалами и пандами или погулять по набережной в парке Бэйхай, а вечером пройтись по Ванфуцзину и поужинать в небольших ресторанчиках на узких улочках, убегающих в сторону от главной торговой туристической улицы Пекина. Очень хочется закончить на этой мажорной и несколько ностальгической ноте, но есть кое-что необходимое сообщить для желающих совершить тур в Китай. Это три момента: вредные привычки китайцев, санитария и иной менталитет.

Всем известно, как китайцы любят сплевывать на пол: будь-то деревенская площадь или Тяньанмэнь в Пекине, грязные улочки провинциального городка или натертый мраморный пол столичного аэропорта. Власти борются повсеместными плакатами и табличками «На пол не плевать», но это не мешает китайцам избавляться от шлаков, как завешал еще Лао-цзы, будь-то номер отеля 5* или гостиница на 2*. Но если в солидных отелях при уборке номеров делают химчистку коврового покрытия, то в отелях попроще не утруждают себя даже пропылесосить. С этим мы как раз и столкнулись в Пекине, отель NEWTIMES. Дважды просили пропылесосить, но каждый раз, приходя в номер, хотелось остаться в уличной обуви. Говорили и с менеджером и с администратором, наконец, на ночь глядя к нам прислали хостес. Она пришла даже без веника, подсказали ей воспользоваться пылесосом – прикатила, но он оказался без щетки, и она принялась не спеша водить трубой по полу. Учитывая диаметр трубы и площадь пола, она могла бы заниматься этим до утра: на соседей было наплевать, а вот самим хотелось поспать. Да и девушка была какая-то вареная, наверное, такая же студентка, как и основной контингент отеля. Пришлось её прогнать и лечь спать, надоело застраивать этих китайцев – хотите высокого уровня сервиса и почтительного отношения – выбирайте дорогие отели 3-4*. А если в Китае рядом с Вами какой-нибудь мужик или баба начнет неистово отхаркиваться, выворачиваясь наизнанку, бить себя по груди и сгибаться в три погибели – не подумайте, что у него последняя стадия «птичьего гриппа» и через минуту вы будете свидетелем летального исхода. Просто человек заботится о своем здоровье!

Продолжая тему санитарии в Китае нельзя не затронуть проблему туалетов. Не то чтобы их нет в Китае, или не хватает, или трудно найти. Нет – проблема в отношении китайцев к этому объекту первой необходимости. Даже у русских оно не настолько равнодушное! Экономика Китая идет вперед семимильными шагами, но китайское общество только начинает приучаться к таким благам цивилизации, как общественный туалет. Многие, видимо, морально еще не готовы к этому. Власти работают в этом направлении: через каждые 10 метров если не табличка с надписью «Туалет», то хотя бы указание на ближайший по курсу или какой-нибудь лозунг на тему: «Соблюдайте личную гигиену», «Соблюдайте чистоту», «Построим современное общество с высоким уровнем санитарии и культуры», «Пользуйте общественным туалетом» и т.д. Не смотря на это, на улицах попахивает, порой прошибает до слез. Даже на Тяньанмэн и у стен Запретного города! Не раз были свидетелями, как маленьких детей усаживают прямо посреди улицы (даже если по большому, и убирают за ними не всегда), невозмутимо держат над мусорными корзинами прямо на Ванфуцзин в час пик в толпе людей, в том числе иностранцев. Взрослые тоже не напрягаются — частая картина в общественном туалете: «итальянская» сантехника, мрамор и хромированное железо, сенсорный автосмыв, кран с датчиком движения, сушилки, надпись: «Еще один шаг вперед, сэр», но при этом — ужасная вонь, плевки и лужи. Конечно, такого нет в отелях, но даже в ресторанах бывает встретишь и не такое! Главный приз — это женский туалет у Великой китайской стены: вход пол-юаня, проход в женскую часть занавешен грязной простыней, у кабинок сняты (!) дверцы (аккуратно поставлены у стены), понятия очереди и такта не существует – претенденты нависают прямо над твоей головой. Приз за Второе место – туалет в Куньмине у Каменного леса: столетняя бабушка в национальном наряде народности мяо на входе в туалет – очень мило, напоминает московский Эрмитаж. Заходишь во внутрь – и забываешь, что ты в 21 веке: двадцатиметровая выгребная канава (выложенная кафелем), где все присаживаются гуськом над благоухающим наследием твоих предшественников, и никакого смыва (хочется верить вечером ей очищают). Наконец, приз зрительских симпатий – ресторан шанхайской кухни в конце Ванфуцзина (Пекин). Красивый интерьер в стиле шанхайских кофеен 30-х гг, дорогое меню. Туалет типа очко, но с одним усовершенствованием: так как не каждый читает надпись «Бумагу в туалет не бросать», поверх очка положена мелкая сеточка, так и просится добавить надпись «только по маленькому, дамы и господа»! К слову, блюдо так себе: «утка в соусе» на картинке меню в реальности оказалась «соевые шарики, покрытые тонкой нарезкой из курицы». Понятно, почему крупная сетка в туалете не нужна. Конечно, в отелях и дорогих солидных ресторанах все на уровне, но воспоминания о китайской глубинке запомнятся надолго. А желающим подробнее ознакомиться с личными впечатлениями о самих китайцах, могу предложить статью «Немного о китайцах из личного опыта» — не судите строго о моих субъективных взглядах на момент написания статьи. Возможно, Вам интересно будет также прочитать отчет о более позднем туре в Китай, который мы совершили уже после рождения сына, называется он «Тур в Китай с малышом».

С первых же дней пребывания в Китае, нам пришлось признать не только огромную разницу в менталитете наших двух народов, но и некоторую особенность современных китайцев, которую иногда хочется назвать «тупостью», но из политкорректности назову последствием стремительного материального развития, за которым не все поспевают. Пример первый. Станция шанхайского метро, сталь и пластик, плазменные панели, часы с показанием года, месяца, дня, часа, минут и секунд, а также времени вплоть до секунд до момента прихода следующего поезда. Продуманно! В отличие от ограничительной линии вдоль платформы, мы замечаем пары перпендикулярных полос, ограничивающих зону высадки пассажиров напротив каждых дверей – так и написано: внутри полос «место для выхода», снаружи «место для посадки». Поражаемся глубине задумки – в Китае народу много, надо его организовать, во избежание давки. Если кому-то не понятно – посмотри на пол и отойди, дай выйти пассажирам. Мы ожидаем поезд за этими полосами и тут замечаем «станционного смотрителя» в каске и с жезлом, который выстраивает пассажиров на платформе в очередь колонной по два как раз между этими полосами в зоне предполагаемой высадки пассажиров из вагона! … и все строятся! Людей, в принципе немного, но смотритель занимается своей работой с усердием, не замечая её полной абсурдности. Попытка вступить с ним в диалог и обратить внимание на три простейших иероглифа проваливается, и нам приходится подчиниться – встать с нашими чемоданами в конец этой колонны, похожей со стороны на свиной клин тевтонских рыцарей. Это сходство подтверждается в следующий момент, когда из дверей подошедшего поезда начинает валить народ, который наш клин рассекает в стороны (как раз на «место для ожидания посадки»). Наш авангард бросается изо всех сил вперед, следуют несколько секунд борьбы в дверях, но наш строй более организован, поэтому все пробиваются в вагон, а те, кто не успел выйти на своей станции в первые секунды, протискиваются наружу до закрытия дверей. Мы в шоке. Тому, кто продумал систему посадки-высадки пассажиров, наверное, и в голову не могло прийти, как её сурово извратят. Может смотритель просто не умеет читать, а остальным по барабану. Кстати, двери в китайском метро открыты дольше чем, в московском: даже после объявления о закрытии проходит не менее 5 секунд, но еще до объявления битва заканчивается. Позже нам пришлось еще пару раз столкнуться с тупой китайской толпой. В одном супермаркете на Ванфуцзине в Пекине мы на первом этаже ходим, откладываем различные покупки, а потом отправляемся на второй этаж их оплачивать. Так получается, что время к закрытию, и эскалаторы наверх отключают, а нам надо в кассу. Мы просим указать нам туда дорогу, и охранники пропускают нас к служебному лифту, на котором мы поднимаемся наверх. Открываются двери, и на нас кидается толпа китайцев, желающих спуститься вниз.

Я кричу «Дайте выйти», а в ответ слышу от какой-то бабки: «Это лифт вниз!». Понимая, что нас затопчут, моя беременная жена начинает работать локтями в стиле тай-бо, я тоже прохожу через толпу, не церемонясь. Инцидент пробую объяснить так: либо эти люди привыкли подниматься по эскалатору, а спускаться по лифту (тогда они тупы), либо они просто чудовищно безкультурны (так как они тупы). В любом случае, так китайцы поступают везде: при посадке в метро, автобусы, в переходах и местах скопления народа – никто не церемонится, хочешь выжить – работай локтями. Воистину, «мы не оставляем друг другу не единого шанса»! На самом деле, люди все разные, поэтому не стоит увлекаться обобщениями.
Итак, почти двухнедельное путешествие по Китаю подошло к концу и регулярным рейсом Аэрофлота за 7,5 часов мы возвращаемся в Москву с гигабайтами фото материалов, килограммами покупок и яркими впечатлениями о стране, в которой с детства мечтает побывать каждый. Кто не готов к самостоятельной поездке в Китай, буду рад рекомендовать групповые туры, регулярно проводимые ведущими туроператорами.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)

13 ответов на Дикарями по Поднебесной

  1. Хочу заметить, что вообщем весь прогресс китайцев — это плагиат чего-нибудь! А история с туалетом характеризует этот народ какой он есть на самом деле! Это дешевая рабочая сила, которой некогда следить за собой…

  2. но ведь как здорово копируют! качество и ресурс конечно порой в разы хуже, зато цена во столько же ниже, а это весьма важный аспект. А сколько всего делают по лицензии, те же мерсы и БМВ! не скажу, что хуже «питерской» сборки. А какие небоскребы, развязки, автомагистрали!!!!! не говорю уже об их армии и космических достижениях, и всё это благодаря как финансовой заинтересованности каждого, так и личной амбициозности и гордости за свою страну — Срединное государство, окруженное варварами и дикарями, как они себя воспринимают. Отсюда чувство собственного достоинства и готовность стараться на благо своей страны. Приворовывают тоже, но не в масштабах грузовых ракетоносителей… и никаких авантюр, типа плитка на тротуарах вместо асфальта:)

  3. А все-таки, несмотря на все различия, мы с ними на самом деле очень похожи! Мне кажется, что весь этот суперсовременный антураж им нужен только для одной цели — показать иностранцам, какие они «продвинутые». Все напоказ — совсем как у нас. А самим им все эти блага цивилизации совсем не нужны…

  4. Ознакомление с постом вызывает прежде всего уважение к автору, который преодолел многочисленные трудности пребывания в чужой стране. Но я бы таким образом путешествовать не рискнул.

  5. Всякий, кто в первый раз приехал в Китай испытал бы состояние шока от бесконечного шума машин, базарных выкриков торгашей и появляющихся строек. Пришлось бы привыкнуть к совершенно единственному и неповторимому дорожному движению в этой стране.

  6. спасибо за ваше внимание и комментарии!!! действительно, удивительная поездка была, учитывая, что жена была на 2или3 месяце:) в следующий раз уже летели по-человечески, с двухлетним малышом http://travelreport.ru/2011/08/tur-v-kitay-s-malyishom/, но с китайцами не просто, они очень самолюбивые:))) иногда даже такие, как в этом моем отзыве!
    Р.С. только что из Вьетнама — шум на улице и манера вождения байкеров просто убивает!!!

  7. Китай сейчас самая развивающаяся страна в мире, это относится и к туризму. Огромное количество людей хотят посетить эту удивительную страну.

  8. Правда что — удивительная страна Китай — блеск и нищета! Наверное через какое-то время, все приобретет более «западный вида, а сейчас в чем-то напоминает Россию. Хотя народу у нас все-таки поменьше. Но, судя по описаниям, мы с китайцами очень во многом схожи — особенно в какой-то первобытности и полуравнодушным отношением к благам цивилизации.

  9. Да уж …..действительно…………..хорошо там где нас нет………….Ни разу не была в этой стране.После вашего рассказа тоже хочется побывать в этом необычном месте

  10. Судя по рассказу, Китай — довольно цивилизованная страна с трудолюбивыми и педантичными жителями. Недавно читала новость, что в одном из китайских сел построили отель-небоскреб. Представляю размеры этого села, если туда даже туристы в таком большом количестве приезжают.

    • да, в Китай можно ездить неоднократно — и страна большая, и мест много достойных: сначала надо на Великую китайскую стену посмотреть и войско Циньшихуана, потом круиз по Трём ущельям и по местам Аватара, еще Хайнань с Гонконгом, еще Северозападный Китай и Тибет, а там, глядишь, еще какой-нибудь небоскреб построят или Диснейленд, короче, раз в пару лет можно совершать новое Путешествие по Поднебесной!

  11. Китай, Китай! Очень красочная и интересная своей культурой страна! Была в ней, увы, всего лишь один раз, но стремлюсь побывать еще! А дикарями путешествовала только по Франции, но это уже не сюда! Приятно было прочитать вашу историю и еще раз окунутся в атмосферу сей прекрасной страны!

Прокомментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.